Ода Бетховену
11 марта в Доме Пашкова прошёл иммерсивный концерт «Beethoven!». Он был подготовлен Клубом любителей немецкого языка gut geD-A-CHt НИУ «Высшая школа экономики» и Российской государственной библиотекой при поддержке культурного отдела Посольства Германии в Москве. О том, как прошла встреча, рассказывает технический директор проекта Валентина Айшпор.
...Двадцатые годы двадцатого века. Очаровательная Эффи фон Штакельберг ставит пластинку с обожаемым Бетховеном и начинает увлекательный рассказ о творчестве, жизни композитора и хитросплетении судеб. И зритель с воодушевлением отправляется в путешествие через время, туда, где молодой музыкант, только приехавший в Вену, работает учителем музыки и начинает сочинять...
Концерт — не реконструкция событий, это фантазия. Фантазия, рассказанная так талантливо и убедительно, что час пролетает незамеченным, а впечатлённый зритель ещё несколько часов напевает мелодии. Безусловно, здесь не всё придумано. Сюжет повествует о Бетховене, его окружении, быте и даже распорядке дня. В основе сценария подлинные письма композитора, а главное, его переписка с Жозефиной фон Дейм. Многие биографы и исследователи творчества называют эту даму той самой Бессмертной возлюбленной Бетховена. Вот в этой точке авторы позволили себе фантазию. И получилась она столь элегантной и искренней, что зритель охотно в неё поверил.
В этом году широко отмечается 250-летие Людвига ван Бетховена. И перед творческой командой разумно встал вопрос, как по-новому рассказать о любимом композиторе, о котором и так уже все написано и сыграно? Рассказать так, чтобы увлечь зрителя, вдохновить и заманить его в мир Бетховена. Команда с блеском справилась с трудной задачей.
Авторы сценария, руководители проекта Юлия Пасько и Евгения Успенская (НИУ ВШЭ) в соавторстве с актрисой, режиссёром и исполнительницей главной роли Ириной Штерк сделали концерт иммерсивным. Они проделали колоссальную исследовательскую работу (только отыскать письма Жозефины фон Дейм стоило немалых усилий), итогом которой стал уникальный сценарий, пронизанный духом времени и певучестью немецкого языка.
В повествование органично вплетены элементы, разбивающие так называемую четвёртую стену. И речь здесь не о том, что Эффи постоянно обращалась к зрителям с вопросами или предлагала поразмыслить вместе с ней над
Главным же героем стала музыка. Музыкальный руководитель Ксения Белолипецкая создала тонкую и волнующую партитуру концерта, и сама выступила в роли Жозефины Дейм, музы и возлюбленной Бетховена. Здесь и нежная лирика, и боль утраты. Исполнение Ксении Белолипецкой (сопрано) и Екатерины Лукаш (меццо) было столь эмоциональным и драматичным, что буквально перехватывало дыхание. Струнное трио (Евгения Зубова, альт; Надежда Солодухина, скрипка; Олеся Саблина, виолончель) и пианист Алексей Кириллов стали своеобразными персонажами спектакля, при этом блистательно исполнили произведения великого немца.
Художник Екатерина Шевцова искусно воссоздала атмосферу кабинета начала прошлого века. Здесь и пожелтевшие от времени страницы нот, писем, и карта Вены бетховенских времён... Так как сцена не была отделена от зала, то зрители с большим воодушевлением фотографировали уютный «кабинет» после концерта.
Стоит особо отметить, что творческая команда работала в комфортных условиях благодаря заботе и вниманию администрации библиотеки и лично Аллы Алексеевны Семенюк.
... Смолкают последние звуки сонаты. Эффи, взволнованная и потрясённая только что разыгранным действом, заводит пластинку. Зал наполняется потрескивающим звучанием «Оды к радости»:
С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост!
Ввысь, в надзвёздные селенья!..
Ещё мгновение, и зал взрывается аплодисментами! Vivat Beethoven!
Взаимодействие зала с происходящим продолжалось отнюдь не формально. Очевидно, что не столь привычная, но, как оказалось, удачно выбранная форма музыкального вечера была воспринята органично, естественно, зрители осознавали свою причастность к творческому процессу. А это дорогого стоит. Значит, цель авторов, создателей, организаторов достигнута, и успех вдохновляет на новые замыслы и дерзания.